Психологические консультации онлайн как альтернатива классическим
В психологической помощи нуждаются многие, но далеко не у каждого есть возможность посещать кабинет специалиста лично и делать это регулярно. Наиболее эффективной и самой распространенной частотой встреч с психологом является еженедельная, по одному разу, но если речь идёт о психоаналитическом подходе, то чаще, в среднем 3 раза. Как решить вопрос, если вы не располагаете возможностью посещать очно сеансы с такой частотой? Давайте рассмотрим альтернативы.
Консультации в режиме онлайн с помощью Скайп
Для начала скажу, что, безусловно, лучше и эффективнее живого общения быть не может. Однако будем реалистами. Многие сталкиваются с ситуацией, когда опытный специалист, с которым хотелось бы поработать, ведёт практику в другом городе и ездить к нему слишком далеко. Это, кстати, часто касается и тех, кто учится психологии, хочет пройти личную терапию и перенять опыт у более знающего коллеги. Ещё одной группой клиентов, которым не подходят очные встречи, являются женщины с маленькими детьми. Также нужна альтернатива тем, кто часто ездит по командировкам.
Благодаря современным технологиям, к счастью, все перечисленные выше помехи больше не являются объективным обстоятельством, препятствующим посещению консультаций психолога. Подходят, конечно, не все методы, но Скайп – это вариант, который может быть использован.
Дело в том, что важность очного посещения психолога – это разговор, во время него можно видеть друг друга, наблюдать за мимикой, жестами, улавливать некоторые моменты, которые не передают слова. Однако Skype обеспечивает видеотрансляцию, поэтому всё что нужно видеть – открыто, недоступны лишь тактильные ощущения, но они и так недопустимы для большинства подходов, а также немного ограничено пространство.
По возможности, желательно комбинировать встречи (например, первую сделать очной, или раз в месяц, каждую шестую и т.п.). Также для тех, кому иной формат, кроме сеансов через Скайп, не подходит, хочу рассказать о некоторых ограничениях, которые создаются данным методом. Однако не переживайте, это не те, которые заставят полностью отказаться от онлайн-помощи.
Ограничения
- В кабинете психолога создается иная атмосфера. Попав сюда, клиенты расслабляются и не отвлекаются на бытовые вопросы/мысли, которые неизбежно окружают дома. Здесь наоборот часто неожиданно приходят довольно оригинальные и вместе с тем полезные идеи.
- Многим людям трудно настроиться на проживание эмоций и переживания, в привычной обстановке не получается ощутить чувства более ярко, начинает угнетать усталость, срабатывают естественные силы защиты от сильных эмоций. Это нехорошо для объективной и эффективной психологической работы, в которой наоборот нужно переживать всё по-новому, чтобы сделать правильные выводы и подобрать грамотно шаги, способные реально привести к нужным изменениям.
- Профессионал должен умело поддерживать баланс между фрустрацией и поддержкой клиента. Поддерживать необходимо потому, что это становится вдохновением. Существует обоснованное мнение, что те люди, которых родители в детском возрасте не переставали награждать голосами своей поддержки, во взрослой жизни стали более удовлетворёнными, т.к. ощущают устойчивую веру в себя. Фрустрация позволяет человеку понять, что мир – это нечто большее, а не часть его самого. Конечно, такое осознание может принести боль, блокируя воплощение в жизнь некоторой сокровенной мечты, но следом открывает возможность принять мир осмысленным и необычайно интересным.
На сеансах по Скайпу поддержку клиенту психолог может дать, а вот способность фрустрации слишком затруднительна. Те психотерапевты, которые строят работу на продуктивной фрустрации, приемы онлайн не ведут.
- В интернет-пространстве нет возможности для эффективного применения ряда техник арт-терапии (разыгрывание ролей и т.п.). В обычных групповых занятиях с детьми и взрослыми они доказали хорошую результативность. Но в онлайн связи эффекта по ним достичь невозможно.
Возможности
Теперь стоит отдельно поговорить о возможностях, которые предоставляются. Встречи реальны и для многих удобны даже несмотря на то, что проводятся в виртуальном пространстве. При желании постараться достичь желаемого результата возможно.
Повысить эффективность курса, используя работу по Skype, можно, если ввести комбинирование видов сеансов (добавляя очное, живое общение). Желательно сделать первый сеанс очный, чтобы клиент и психолог могли лучше познакомиться и почувствовать друг друга, а затем каждую 4-5 встречу делать живой.
Что касается детей
Работа с психологом по Skype подходит для взрослых пациентов и крайне неприемлема для детей. С маленькими пациентами продуктивные сеансы только в реальном времени, когда можно приобнять ребенка, подбодрить, дать что-то потрогать, перемещать, чувствовать. Тактильные каналы нужны особенно малышам (дошкольники и начальные классы), хотя всё равно данного типа методики остаются этическим вопросом, не всеми приемлемым.
Психологические консультации по телефону
Сразу скажу, что в консультациях по Скайпу я вижу много ограничений и предпочитаю живое общение в кабинете, где нам никто не помешает. Но в крайнем случае сеанс с видеотрансляцией считаю приемлемым. Когда же речь заходит о телефонном режиме, то в этом случае ограничения возрастают в десятки раз.
Принимая клиента и начиная работать с ним, я беру ответственность на себя и стараюсь добиться максимальной результативности. Если общение будет по телефону, то гарантий я дать не смогу, и ответственность за результат тоже не возьму.
Конечно, есть психологические центры, где оказывают услугу по телефону. Там специалисты работают по определенным алгоритмам и не могут гарантировать максимально качественную помощь. Я же в своей практике работаю не по шаблону, а по проверенным мною способам, прибегаю к нестандартным действиям, часто стараясь развивать неспецифические психологические ресурсы человека, которые будут ему полезны сейчас и в будущем. Ограничения по телефону не позволят мне применить все мои знания и успешные практики.
Психологические консультации по переписке
Для многих людей приемлемой альтернативой становится переписка в чатах, на тематических форумах. Там можно написать вопрос, получить ответы и реакцию сразу от нескольких специалистов одновременно. Также есть психологи, которые предоставляют анонимные услуги клиентам, переписываясь с ними по почте или в чате.
Я с недоверием отношусь к такому способу предоставления услуг и поэтому не практикую помощь по переписке. Понимаю, что для кого-то это может быть удобный и комфортный формат, но я не считаю, что так можно предоставить эффективную помощь, особенно, в деликатных и сложных вопросах.
Вопрос — ответ
Среди популярных альтернатив классическим сеансам у психолога есть такой жанр как «вопрос — ответ». В чем он заключается? Человек, нуждающийся в помощи, пишет письмо с вопросом (оно может быть любой длины). Психолог, прочитав его, дает обратную связь по затронутой теме.
Такую услугу предоставляют на сайтах некоторых центров, частные психологи, имя не раскрывается, но суть переписки доступна другим пользователям Интернета. Клиенту это выгодно тем, что он может бесплатно задать вопрос и получить на него ответ довольно быстро. Есть также преимущества для тех, кто предоставил услугу:
- во-первых, специалист отвечает на вопросы и может продемонстрировать читателям собственный стиль работы, а остальные посетители сайта смогут оценить профессионализм психолога и его навыки, решая, вызывает ли он доверие и стоит ли обращаться со своей проблемой;
- во-вторых, практикующему психологу важно развить свой сайт и поднять его по запросам поисковика, для чего он постоянно пополняет ресурс новым и интересным контентом, повышая посещаемость. С этой целью создаются разделы «Вопрос — ответ», т.к. они позволяют проделать нужную работу по продвижению сайта, привлечь клиентов, повысить их лояльность и продемонстрировать, что им готовы оказать качественную профессиональную помощь на индивидуальных приемах.