Психологическая помощь для подростков

Психологическая помощь для подростков

Мой опыт работы с подростками достаточно велик для того, чтобы понимать, что в этот период для человека первоочередными задачами является общение и построение отношений со сверстниками. Кроме этого, в этот период формируется построение подростка как личности, которая занимается исследованием окружающего мира, а также закладывается фундамент будущего мировоззрения. Но, помимо этого, в данный период могут появиться или усугубиться конфликты с родителями. Родители, в свою очередь, могут почувствовать себя беспомощными, с отсутствием возможности помочь своему ребенку.

Таким образом, переходный период между детством и взрослой жизнью довольно непростой как для детей, так и для их родителей. Чтобы обрести психологическую зрелость, каждому подростку придется столкнуться со своими жизненными испытаниями и пройти их. Этот процесс требует определенной внутренней работы.

Здесь большое значение имеет консультация со специалистом. Благодаря большому опыту работы, специалист проведет работу с ребенком, научит его грамотно использовать имеющиеся ресурсы, правильно справляться со всеми трудностями и проблемами. Кроме этого, психолог также поможет и родителям лучше понять своего ребенка и найти самые правильные подходы к общению.

Родители в качестве психологов для своих детей

Переходный период непростой, и во многих случаях родители не смогут взять на себя роль наставника и помощника, так как ребенок ищет свою зону комфорта, старается быть независимым и проанализировать основные ошибки своих родителей, а также пытается понять, чем он хочет быть на них похож, а чем – нет. В это время родители могут стать не самыми лучшими помощниками. Их мнение и желание помочь может только усугубить ситуацию, привести к отстранённости, замкнутости, а также дистанции во взаимоотношениях. Большая редкость и важная заслуга родителей, если они смогли построить с ребенком максимально близкие и доверительные отношения, в которых подросток будет делиться всем, что его действительно беспокоит. Но даже так может возникать проблема, когда родители хотят помочь своему ребенку, но они не знают, как это сделать.

В этом случае будет лучше обратиться к психологу, который найдет правильный подход. Это стоит делать, если родители заметили следующее поведение:

  • чрезмерная замкнутость, минимальные контакты с окружающими;
  • регулярные конфликтные ситуации в школе или с родителями;
  • мысли о том, что родители не любят ребенка;
  • беспокойство по поводу того, что подросток не будет принят сверстниками;
  • враждебность или открытая агрессия по отношению к родителям, друзьям и окружающим;
  • приступы раздражительности, сильные или неуместные эмоциональные реакции на стандартные ситуации;
  • плохое настроение, апатия, частое подавленное состояние;
  • агрессивное поведение по отношению к себе;
  • нетерпеливость, неспособность концентрироваться на одном действии, для которого требуется много времени;
  • конфликтные ситуации с родителями, связанные с темой сексуальности;
  • зависимое поведение;
  • несоответствие интересов возрасту;
  • трудности в обучении, которые могут быть связаны как с отсутствием мотивации, так и с уровнем интеллекта, педагогической запущенностью и др.

Принципы моей работы напрямую связаны с основными направлениями психотерапии, имеющими свои особенности, методологические инструменты и научное обоснование. Среди наиболее частных методик я использую гештальт-терапию, психоаналитическую терапию, а также юнгианский анализ.

В своей работе я активно практикую непрерывность профессионального развития, а также повышение квалификации и совершенствование своих знаний, навыков и компетентностей через общение с коллегами, прохождение специализированных программ и т.д.

К каждому своему клиенту я нахожу индивидуальный подход, так как я понимаю, что у каждого ребенка и родителя имеются свои уникальные восприятия ситуации, свои переживания и т.д. Я помогаю, в первую очередь, узнать себя лучше, свои способности, обнаружить причину проблемы и причину той или иной модели поведения.

Формы работы

Чтобы подростки смогли понять себя, сформировать базовые навыки общения, а также повысить уверенность в себе, существуют специальные групповые занятия и тренинги. Для некоторых наиболее удобной формой работы являются именно групповые занятия, так как они позволяют поддерживать коммуникацию со сверстниками, для других же, наоборот, лучшим вариантом является индивидуальная работа. Если ваш ребенок проявляет большую социальную активность, любит находиться в группе, просится в лагерь, любит играть в большой компании друзей, тогда в этом случае можно отдать предпочтение групповым занятиям. Если же ребенок любит больше оставаться наедине, тогда наиболее удобным форматом будет индивидуальная работа.

Символизм взросления

Отличным примером символизма является известная сказка «Гензель и Гретель». Когда наступил голод, родители приняли решения отправить своих детей в лес. Если мыслить реалистично, то это абсолютно недопустимая ситуация бросить ребенка одного. Но эта история имеет символическое значение, заключающееся в невозможности дать своим детям то, в чем они действительно нуждаются. Единственный вариант, чтобы они сами это смогли получить, столкнувшись с реальным миром, с «лесом». Только применив всю свою сообразительность, дети смогут использовать все способности и возможности, которые имеются у окружающего мира.

Данная сказка основана на реальной истории, в которой оба родителя после своего поступка расплачиваются за него до конца своей жизни. Но автор внес несколько правок в свою сказку, добавив архаичный смысл, который заключатся в том, что родителям следует искать золотую середину между тем, чтобы контролировать безопасность ребенка, и в то же время позволить ему самостоятельно отдалиться. Весь итог заключается в осуждении такой модели поведения, когда родители бросают своих детей на произвол судьбы.